суббота, 3 сентября 2011 г.

Незваные гости ("Аполлон 18").


Разумно избегая вопроса о первенстве американских астронавтов в Лунной гонке, не самый любимый российский режиссер Тимур Бекмамбетов, на сей раз выступивший в качестве продюсера, решил разобраться с причиной внезапного, после одиннадцати лет исправной работы, завершения программы "Аполлон". Если верить официальной версии представителей NASA, полет космического пилотируемого аппарата "Аполлон 18" на Луну так и не состоялся, но если верить создателям свежей одноименной ленты он все-таки был, однако провалился, в результате чего данные об этом были засекречены почти на полвека.

Недавно же были обнаружены и заботливо выложены в сеть секретные кинохроники участников той злосчастной экспедиции, проливающие свет на события почти сорокалетней давности. Нарезка именно этих кадров, если верить легенде, и попала на большой экран, получив название "Аполлон 18".

Псевдодокументальный хоррор – удивительный жанр, позволяющий при более, чем скромных затратах на производство собирать приличную кассу, а потому ничего удивительного в постепенном расширении его границ, естественно, нет. Покинув все еще плодовитые земные рамки, мокьюментари на этот раз устремилось в космос, попутно прихватив с собой людские страхи и выдав очередную порцию внеземных ужасов для ерзающих в своих креслах зрителей. Собственно, дальнейший сюжет описывать просто нет смысла, вся интрига фильма сводиться лишь к выживанию главных героев на далекой от родной планеты лунной пустыне.

И именно эта удаленность от нашей всеобщей родины и является основным средством воздействия на нервные центры посетителей кинотеатров. Пугающие звуки, внезапные помехи и естественный страх перед неизвестностью – все это уже было в таких известных представителях жанра, как "Ведьма из Блэр" и "Паранормальное явление", все это не ново и уже давно всем известно, хоть и до сих пор способно напугать. Немного отходя от нити повествования, замечу, что всеми эти приемы создатели "Апполона" использовали вполне умело, несмотря на то, что "острых" кадров в ленте не так уж и много.

Куда большего внимания заслуживает нагнетание обстановки за счет полной изолированности астронавтов от всего остального, столь привычного им мира. Если в том же "Паранормальном явлении" дело происходит в пригороде Сан-Диего, а в "Монстро" и вовсе в центре переполошенного Нью-Йорка, то здесь основное место действия ограничено лишь двумя лунными модулями да расстоянием между ними, так что на нервы как участников событий, так и наблюдателей давит, прежде всего, именно ограниченность пространства.

В подобных условиях качество фильма закономерно зависит, в немалой степени, от актеров, исполняющих как главные, так и второстепенные роли. Впрочем, и тех и других здесь, по понятным причинам, было просто экстремально мало. К счастью, Уоррен Кристи и Ллойд Оуэн прекрасно справились с поставленной перед ними задачей. Им удалось довольно сочно передать ощущения людей, отрезанных от мира и попавших в крайне безысходное положение. Не сочувствовать им просто невозможно.

Но, несмотря на все операторские ухищрения и стремление придать картине как можно больше эффекта достоверности, к середине просмотра мысль о том, что все это имитация документальной съемки отпадает сама собой. Об этом забываешь, начинается полноценный хоррор-триллер, и одновременно с этим исчезают несколько натянутые до этого попытки обходиться небольшим количеством камер. В дело вступают не участвовавшие прежде ракурсы съемки и фильм сильно уклоняется в сторону ужасов.

Увы, к концу фильма все это достигает своего апогея, из-за чего на увлекательной поначалу картинке проступают царапины совершенно неуместного мелодраматизма. Я понимаю, что эти люди – цвет американской нации, самой экранно-героической нации на Земле, но мелкопафосные разглагольствования на тему "Бросай-меня-я-тебя-не-брошу" резко выбиваются из повествования. Стремление американского пусть и астронавта, но семьянина во что бы то ни стало закончить свои дни на мертвой чужеродной земле вкупе с таким же семьянином, стремящимся расстаться с жизнью в попытке спасти практически мертвого напарника выглядит просто смешно. Дух товарищества, конечно, крепок не только на славянской земле, но, положа руку на сердце: кто из вас сможет навсегда покинуть своего маленького сына ради бессмысленного разделения участи с другом, который и так уже одной ногой в могиле?

Кстати о славянской земле: для всех патриотов будет, конечно же, ударом факт гибели безвестного советского покорителя Луны, но поводом для радости и гордости, безусловно, послужит демонстрация вековой прочности и надежности славной советской техники.

Опуская некоторые недостатки, творение продюсера Бекмамбетова и дебютирующего постановщика Лопеса-Гальего являет собой добротную и, несмотря на оригинальность задумки в целом консервативную игру на людских страхах, заставляя сердце регулярно ускорять темп прогона крови по организму и искренне сопереживать брошенным судьбою на свой же произвол персонажам.

Автор: Роман Волохов

Комментариев нет:

Отправить комментарий